— Выпуск первого мотоцикла, Ява-500 OHV
1929 г.

Первая Ява отличалась от своего германского образца рядом деталей, но наиболее каплеобразным бензобаком.

У него был четырёхтактный одноцилиндровый двигатель 498,7 см3 с полушаровой камерой сгорания и мощностью 13 кВт (18 лс). Двигатель был закрепленный в двойной штампованной раме. У передней вилки был короткий ход и она была подрессорена листовой рессорой. У двигателя был сухой картер, циркуляционная смазка под давлением. С двигателем в одном блоке была трехступенчатая коробка передач управляемая ручным рычагом. Заднее колесо приводилось валом с упругим соединением. Задний наружный ленточный тормоз тормозил приводной вал. На обод колеса монтировалась шина 27x4.

Одноместный вариант весил 175 кг, достигал максимальной скорости 95 км/час и расходовал 5 – 6 литров/ 100 км бензина. Цена нового мотоцикла была 14 890 крон, включая электро оснащение Bosh. С прицепной коляской стоял уже 17 000 крон.

Уже тогда мотоцикл был покрашен красной краской с желтыми украшающими линиями, эта комбинация стала характерной для всех Яв.

Скоро оказалось, что эта категория мотоциклов не была правильным выбором, прежде всего из-за высокой цены. В то время автомобиль «Аэро» с одноцилиндровым двигателем в базовом исполнении стоял так же, что Ява с коляской.

Кроме того проявились конструкционные ошибки, прежде всего ломалась передняя вилка. Поэтому у второй серии была передняя вилка переработана и рама собиралась из прессованного листа. Изменилась передняя фара, взамен старой цилиндрической фары монтировалась новая от фирмы Bosh с регулируемым параболическим зеркалом. Цена модели 1930 г. снизилась – 14 000 крон.

Третья серия отличалась новым глушителем. Место исходной формы „граната“ у ней монтировался наконечник в форме „хвост рыбы“. На бензобаке был уже овальный знак Jawa. Ходовые свойства улучились благодаря новой четырехступенчатой коробке передач, за неё надо было дополнительно платить. Цена третей серии Jawа 500 OHV в одноместном исполнении снизилась – 12 000 крон.

Экономический кризис в то время ограничивал производство, мотоциклы были тяжелые и дорогие. Поэтому не удалось развернуть крупносерийное производство, но всё-таки до 1931 года продалось 1 016 штук, что в то время считалось хорошим результатом. Из-за своего могучего вида этот мотоцикл получал различные прозвища, самое известное было „ворот“.

Благодаря мощному двигателю к мотоциклу часто прикрепляли коляску. Коляска была оснащена тормозом колеса, ножной рычаг которого находился рядом с рычагом тормоза мотоцикла. Водитель смог тормозить или оба колеса сразу, или толко одно. Хотя мотоцикл Jawa 500 OHV был тяжелым, его надёжность была очень высокая.

 

Вернуться к списку